Ловушка с мышкой

Ловушка с мышкой

Варвара Куличкина

 

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ РОДИТЕЛИ СТА­ЛИ ЧАЩЕ ОБРАЩАТЬСЯ В ПСИХОЛО­ГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ПО ПОВОДУ ПРИ­СТРАСТИЯ ДЕТЕЙ К КОМПЬЮТЕРНЫМ ИГРАМ.

Жизнь «на автомате»

Придя из школы, 15-летний Игорь сразу садился за компьютер играть. Здесь же, сидя перед монитором, он ел, не чувствуя вкуса пищи, и рассе­янно отвечал на телефонные звон­ки. В таком положении подросток проводил весь день и полночи, пока прямо в одежде не сваливался на кровать.

Цифра 30 минут

— максимальное время, которое мо­жет без вреда для здоровья прово­дить за компъютером ребенок младшего школьного возраста.

кровать. До кровати, кстати, даже идти не надо было — она сбоку от сто­ла. В школу Игорь ходил «на автома­те», на уроках сидел, как говорят учителя, с отсутствующим видом. Когда мама забила тревогу и обра­тилась к специалисту, он ужеполно-стью запустил учебу. Если бы не двойки в дневнике и звонки от класс­ной руководительницы с требова­нием взяться за парня, родители не придали бы особого значения пове­дению сына, ведь они с утра до вече­ра на работе. А что ребенок все вре­мя сидит дома — это даже хорошо, меньше беспокойства. То, чтоунего уже развилась зависимость от ком­пьютерной игры, им и в голову не приходило. В итоге, психотерапевту пришлось работать с… родителями паренька.

Детские проблемы родителей

Зависимость от различных видов игр получила название «лудомании» от латинского слова «lud» -«игра». Ее можно подразделить на разные виды: зависимость от игро­вых автоматов, от игры в казино и от игральных компьютерных си­стем. Последняя, пожалуй, получа­ет большее распространение, так как наши подростки растут в усло­виях, когда игра на компьютере за­нимает у многих почти 100 процен­тов свободного времени. И случай с Игорем — это типичное явление.

В центрах психологической под­держки молодежи г.Якутска, отме­чают, что случаи обращения роди­телей, озабоченных тем, что их под­росшие дети много времени прово­дят за компьютером, участились.

Но еще больше тех, кто не понима­ет всей серьезности существующей в семье проблемы. А проблема эта даже не самих детей, а родителей, считают психологи. В данной ситу­ации в первую очередь им бывает необходимо поработать со взрослы­ми членами семьи.

Ребенок своим поведением отражает родителей, и если они имеют какую-то зависи­мость, неудивительно, что и он про­являет неудержимую тягу к ком­пьютерным играм. Возможно, ро­дители злоупотребляют… своей ра­ботой. Трудоголизм — такая же пси­хологическая зависимость, как и алкоголизм. Трудоголик бежит от своей сегодняшней жизни в работу, алкоголиков пьяный угар, а лудоманов мир азартной игры.

Весь мир в мониторе

Наибольшее количество захва­ченных компьютерными развлече­ниями — подростки и молодые люди 18-20 лет. Среди компьютер­щиков есть мнение: игроманию надо перерасти, то есть наиграться в юном возрасте до пресыщения. Однако с этим можно поспорить. Формы зависимости имеют обык­новение переходить одна в другую: сначала не вылезал из компьютер­ных игр, затем — из игровых автома­тов или казино.

Психологи утверждают, что игровая зависимость возникает на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения. Как бы то ни было, наши подростки все больше проводят время за компьютерной игрой у себя в комнате, чем на футбольном поле или во дворе, и даже не в компьютерном клубе среди своих ровесников. Живое общение им заменяет виртуальная игра. Хорошо ли это? Ведь настоящая жизнь проходит мимо.

В случае с Игорем все закончилось, можно сказать, благополучно. Сейчас он уже студент вуза. Компьютер в его комнате также стоит, время от времени он позволяет себе поиграть, но жизнь молодого человека теперь заполнена и другими           интересами. Только для этого его родителям пришлось поработать над собой, вернее, эта работа продолжается до сих пор.

Живите в реальном мире

Советы врача

Валентина Кузьмина

ВРАЧ-ПСИХОТЕРАПЕВТ:

— Угрозу представляет не компьютер. Компьютер только выяв­ляет уже суще­ствующую проблему. Объективные наблюдения не оставляют сомнения в том, что лудомания не менее тяжелая зависимость, чем алкоголизм и наркомания. Она глубоко «запускается» в че­ловека.

Психотерапевту при ра­боте с зависимым пациентом тя­желее его «распрограммировать». Чем опасна лудомания в социаль­ном отношении?

Подросток, пре­жде дружелюбный и открытый, становится замкнутым, переста­ет нормально общаться с людьми, у него утрачивается чувство со­страдания к своим близким.

Он уделяет меньше внимания учебе и исполнению различных соци­альных функций. Как и при алко­голизме и наркомании,возника­ет полное социальное отчужде­ние, идет деградация личности.

Что можно посоветовать родите­лям, чтобы ребенок не вырос за­висимым?

Во-первых, чем позже ваш малыш сядет за компьютер­ную «игрушку», тем лучше. Мно­го зависит от духовных устоев се­мьи, от методов воспитания, от того, как организован досуг де­тей и взрослых.

Научите ребенка видеть и замечать красоту, це­нить жизнь, чувствовать радость от самых обыденных вещей. Играйте вместе с ним в подвиж­ные или интеллектуальные игры, гуляйте на свежем воздухе, при­общайте ребенка к труду и спор­ту, читайте хорошую литературу, путешествуйте.

Любите ребенка, проявляйте эту любовь и слова­ми, и делами, и своим образом жизни. Живите настоящей жиз­нью! Если же проблема с компью­терными играми уже стала угро­жающей, лучше обратиться к спе­циалисту. Иногда родителям до­статочно бывает получить нуж­ную информацию, чтобы вопро­сы начали решаться.

 

Признаки лудомании:

  • «Потеря контроля» над временем, проведенным за игрой.
  • Невыполнение обещаний уменьшить время, проводимое за игрой, данных самому себе или другим.
  • Намеренное преуменьшение или ложь относительно времени, проведенного за игрой.
  • Утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду.
  • Оправдание собственного поведения и пристрастия.